Как обжаловать действия пристава
Стороны исполнительного производства для защиты своих интересов имеют право обжаловать действие (бездействие) судебного пристава - исполнителя.
Жалоба на имя начальника
Первый вариант, обжалование конкретного бездействия (или действия). Например, если пристав не направил вам постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом случае, жалоба подается на имя старшего судебного пристава, либо заместителя старшего судебного пристава. Так называемая жалоба в порядке подчиненности, срок ее рассмотрения 10 дней.
Обращение о бездействии пристава
Второй вариант - это направление заявления (обращения). К примеру, о длительном не исполнении решения суда, или же о непринятии судебным приставом в отношении должника мер принудительного характера. Рассматривается в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006г. Срок рассмотрения 30 дней с момента регистрации. Заявление подается непосредственно в соответствующую службу судебных приставов, либо в вышестоящие органы: Управление Федеральной Службы Судебных Приставов по Республике Башкортостан.
Указанные жалобы помимо непосредственного предъявления в службу приставов, можно направить через их официальный сайт: http://r02.fssprus.ru. (Вкладка обращения/интернет-приемная, после ознакомления выйдет соответствующая форма для заполнения). Ответ можно получить на электронную почту.
Жалоба в прокуратуру
Еще одним способом восстановления нарушенных прав, является обращение в Прокуратуру. Но часто, жалобы, направленные в Прокуратуру, перенаправляются для рассмотрения в Управление ФССП. Это связано с тем, что полномочия по рассмотрению правомерности действий судебного пристава, возложены на вышестоящих должностных лиц (начальников).
И в соответствии с частью 3, статьи 8, Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", «Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения».
Пользуясь указанной нормой, прокуратура переадресовывает полученные жалобы на места. И это не будет являться нарушением, если вы, направляя жалобу, просто просите проверить законность вынесенного решения или действия (бездействия).
Поэтому, перед направлением жалобы в прокуратуру, сначала советуем направить ее вышестоящему лицу или вышестоящий орган, а потом уже, если вопрос не будет разрешен, писать жалобу, руководствуясь пунктом 3.7 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», от 30.01.2013 г., № 45. Которая запрещает, направлять обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Аналогичное положение содержится и в части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Кроме этого, согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Важно помнить
При написании жалобы следует придерживаться определенных правил. В частности, жалобу необходимо писать, ссылаясь на конкретные нормативно-правовые акты, с указанием текста закона, названия и номера статьи, которая нарушена. На простую жалобу, наполненную эмоциями, типа: “меня обделили, мои права нарушены, требую разобраться”, без конкретных правовых норм, будет подготовлен соответствующий ответ: “вас никто не обделил, ваши права не нарушены, мы разобрались все законно”.
Чтобы не получить подобного ответа, нужно подробно описать сложившуюся ситуацию, указать нарушенные нормы права и четко формулировать свои требования. Поэтому для написания действенных жалоб, советуем обращаться к профессиональным юристам.
Признание бездействия пристава в судебном порядке
Кроме жалоб стороны исполнительного производства вправе обратиться в суд с заявлением о признании действия (бездействия) судебного пристава – исполнителя незаконным.
Судебный порядок является более действенным методом, так как пристав может понести дисциплинарное наказание за доказанное в судебном порядке бездействие, но и требующим от обращающегося лица, определенных знаний. Поэтому для написания грамотного административного искового заявления, советуем обращаться к профессиональным юристам.
Плюсом этого способа так же является уменьшенные сроки рассмотрения, и отсутствие необходимости платить госпошлину.